Светоустойчивость цветных карандашей Polychromos

«Делай собственный тест на светоустойчивость» сказал уважаемый Брюс МакЭвой (бизнесмен, акварелист, автор неоценимого handprint). 

Для начала - что ещё за «светоустойчивость» и откуда столько шума вокруг?

Всё просто: рисуешь «и в ящик», для дальнейшей цифровой обработки, для ребёнка в сад, исключительно скетчи и т.д. — можешь смело не читать эту статью и рисовать, чем вздумается, хоть кетчупом.

Продаёшь свои работы, мечтаешь об экспозиции рядом с Мона Лизой — читай и делай выводы. 

Говоря о светоустойчивости, имеется ввиду светоустойчивость пигмента (далее СУ), который используется в арт медиуме, в нашем случае, в цветных карандашах. Этот параметр означает, сколько времени пройдёт до выгорания вашего шедевра. Так потускнели, к примеру, работы Тёрнера, Ван Гога и др. 

Про СУ начали задумываться ещё пять столетий тому назад, а вот официально взялись за голову недавно, в 1984 в Штатах, когда ASTM (American Society for Testing and Materials) выпустили свои стандарты по данному вопросу. Конкретно для профессиональных цветных карандашей это - ASTM D6901 - 15 

Standard Specification for Artists' Colored Pencils, изданный в 2003. 

Дальше. Стандарты стандартами, а многие конторы с мировым именем, и Faber Castell среди них, предпочитают делать свои тесты. У Фабера всего три категории, 1—3 звезды СУ: 

- более 100 лет в музейных условиях,
- более 25 лет,
- лучше подумать, брать ли (более 5 лет)... 

Официально, среди 120 цветов у Polychromos аж 102 с показателем! 

Многообещающе, но лично нас, привыкшей к открытой информации по пигментам в акварели, смутил тот факт, что у карандашников как-то не принято открывать пигментный состав. Хим.тест мы проводить пока не стали, а вот на СУ решили сделать. 

Подумайте сами, стоит ли всецело полагаться на обещания производителя? Каждый ли раз он делает тест на СУ для каждой новой партии карандашей? А ведь это занимает время, финансы и человекозатраты, даже со специальным оборудованием. А в каждой ли партии производитель использует одинаковый пигментный состав, учитывая, как меняется индустрия производства пигментов, изобретают новые (хинакридоны, к примеру); прекращают выпускать старые; что-то входит и выходит из моды; что-то начинает считаться опасным (кадмии, кобальты). 

А может ли производитель гарантировать одинаковое качество со стороны производителя пигмента? 

Вопросов очень много, самое простое решение — свой тест! Результаты нашего теста на СУ (более 2 месяцев на южной стороне дома под прямыми солнечными лучами) можно увидеть на фото. 

Честно, мы не удивились так, как до этого было с Lyra Polycolor, где вышел полный бардак. У Фабер Кастелл получилось классическое German quality. Где гарантировали максимальный СУ - все ок. А вот где маркировка 2 звезды - да, частично выгорели, некоторые цвета ушли в желтизну. Цветов с минимальным СУ мы изначально не тестили, поэтому и сказать о них нечего. Но можно догадаться, чего ожидать. В целом же, никаких разочарований, все предельно предсказуемо, что в данном случае - супер! 

Когда понятно, с чем работаешь, встает другой вопрос: «что ещё влияет на светоустойчивость»? 

Пигмент. У одного и того же пигмента. СУ может значительно отличаться, зависимо от разных факторов: чистота сырья, помол, размер частиц, химическая структура, добавки, использованные при производстве пигмента и т.д. 

Связующие и добавки в карандашах. К примеру, восковые или масляные будут априори более СУ, чем акварельные, благодаря относительно плотному покрытию. Акварельные карандаши делают слой тоньше, поэтому и пигмент в нем немного более «уязвим». Ну и качество этих связующих и добавок тоже играет не последнюю роль. 

Бумага, на которой вы рисуете. Должна быть бескислотной. Малейшей дозы кислоты, использованной при изготовлении, отбеливании и т.п. бумаги достаточно, чтобы свести СУ даже самого сильного пигмента практически к нулю. 

Условия хранения, климат. Не стоит выставлять под прямой свет и в повышенную влажность предметы искусства, написанные даже самыми крутыми карандашами и другими медиумами. 

И последнее, как с этим всем жить или бороться? 

Теперь ты знаешь, что, куда и к чему. Но, допустим, не представляешь работы без цвета, у которого предельно низкий рейтинг. Что делать? 

Во-первых, без паники! «Слабые» цвета не стоит выбрасывать! Я считаю, что на то оно и искусство, чтобы относиться к нему бережно. Поэтому, любим свои и чужие работы, храним их, как положено; вешаем на стену под специальным стеклом с УФ фильтром (особенно, в случае использования «слабых» цветов в работе), подальше от палящих солнечных лучей. А в работе, все же, стараемся минимизировать использование «неженок» или миксуем их с более стойкими цветами.

Возврат к списку